Павлик Морозов против зла. Почему убитого ребенка не оставляют в покое?
6 сентября 1932 года в лесу близ деревни Герасимовка Тавдинского района Уральской области были обнаружены тела двух несовершеннолетних — Павла и Федора Морозовых. Многочисленные ножевые ранения не оставляли сомнений в том, что смерть была насильственной.
«Мы тебе наделали мяса, а ты теперь его ешь!»
Павел и Федор в отсутствие матери, уехавшей продавать теленка, пошли в лес за ягодами, где и заночевали — для местных жителей это было нормой. Мать, вернувшаяся 5 сентября, подняла тревогу. Поиски, в которых приняли участие неравнодушные местные жители, заняли около суток.
Для населения Герасимовки в этом преступлении изначально не было особых тайн. Тем более что одна из участниц преступления, Аксинья (Ксения) Морозова, заявила безутешной матери погибших: «Татьяна, мы тебе наделали мяса, а ты теперь его ешь!»
Самая дикость в том, что говорила это… родная бабушка убитых детей.
С момента убийства Павлика Морозова минуло уже 90 лет. Но, кажется, ни одного деятеля отечественной истории, включая Сталина и Ивана Грозного, не унижали и не растаптывали настолько яростно, как зверски убитого 13-летнего ребенка.
Вот удивительный парадокс: Павлик Морозов и царевич Алексей Романов погибли в одном и том же возрасте. Но те же самые люди, которые убиваются по Алеше, изрыгают проклятия в отношении Павла.
«Пионер-доносчик»
«Главный стукач», «Пионер-доносчик» и т. д. — пляски на костях Павлика Морозова стали одним из главных развлечений перестройки. Но, как ни странно, продолжаются они и сейчас. Почему-то именно 13-летний подросток до сих пор не дает покоя развенчателям советского периода.
Согласно канонической советской версии, Павлик Морозов был одним из организаторов первого пионерского отряда в деревне Герасимовка Тобольской губернии. В 1931 году, в разгар борьбы с кулачеством, 13-летний Павел свидетельствовал против своего отца, Трофима Морозова, который, будучи председателем сельсовета, сотрудничал с кулаками, помогал им уходить от налогообложения, а также прятал хлеб, подлежащий сдаче государству. На основании этих показаний принципиального пионера Трофим Морозов был осужден на 10 лет.
В сентябре 1932 года кулаки, среди которых были родной дед Павла и двоюродный брат мальчика, в лесу зверски убили пионера и его родного младшего брата Федора.
Дело о коррупции
В реальности все было не совсем так. Отец Павла, Трофим Морозов, стал главой Герасимовского сельсовета и в этой должности оставил о себе весьма дурную славу. Он отметился тем, что ныне называется «коррупцией» — присваивал имущество раскулаченных, помогал зажиточным односельчанам уклоняться от налогов, спекулировал справками, выдаваемыми спецпоселенцам.
В 1931 году дурная слава Трофима Морозова, уже покинувшего пост председателя сельсовета, дошла до слуха компетентных органов. На Морозова завели дело о злоупотреблениях.
Одной из свидетелей на процессе стала бывшая жена Трофима Морозова Татьяна, мать Павла и Федора. Морозов бросил семью, уйдя к другой женщине. Татьяна осталась с четырьмя детьми на руках фактически без средств к существованию. Родители Трофима, Сергей и Ксения Морозовы, ненавидели Татьяну за то, что она в свое время отказалась жить с ними общим домом и настояла на разделе. Не питали они теплых чувств и к детям Татьяны, называя их, по воспоминаниям брата Павла, Алексея Морозова, не иначе как «щенками».
При этом все последующие исследования подтверждают — Татьяна Морозова на процессе давала исключительно правдивые показания. Павел Морозов, у которого тоже не было оснований любить отца, только подтвердил слова матери и при этом был остановлен судьей, который не счел нужным требовать обширных показаний от несовершеннолетнего. В итоге Трофим Морозов был осужден на десять лет заключения.
«Убийцы осуждены обоснованно»
А далее родня осужденного решила свести счеты, учинив кровавую расправу над детьми. Те, кто сегодня рассказывает о сфабрикованном деле, наверное, не знают, что в 1999 году правозащитник и родственники осужденных пытались добиться пересмотра приговора. Однако Генеральная прокуратура России, рассмотрев дело, пришла к выводу, что убийство Павлика Морозова носит чисто уголовный характер, и убийцы осуждены обоснованно и не подлежат реабилитации по политическим основаниям.
Теперь вопрос, касающийся «предательства». Как мы с вами уже выяснили, показания Павлика Морозова касались реального коррупционного преступления, совершенного его отцом. Заметим, отнюдь не политического. То есть Павлик повел себя как пусть юный, но ответственный гражданин своей страны.
Спи спокойно, Павлик
Да, образ Павлика сделали каноническим и приукрашенным. Но он действительно не разделял взглядов на жизнь ни отца, ни дедушки с бабушкой и на самом деле хотел другой жизни.
Поколение Павлика Морозова массово будет отдавать жизнь на фронтах Великой Отечественной, спасая страну от нацизма. Павлик, подло убитый в сентябре 1932-го, несомненно, разделил бы судьбу своих сверстников.